Влад Смолич (vls_smolich) wrote,
Влад Смолич
vls_smolich

Выйти из квадрата

МОНА ЛИЗА

«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер»
Александр Бенуа

«Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна»
Казимир Малевич



У меня вопрос:
какие картины самые узнаваемые в мире?

Не самые дорогие, не самые знаменитые, не те, которые считаются лучшими в среде искусствоведов, критиков и истинных ценителей живописи.

Нет, просто – самыми узнаваемые?
Чтобы сказал название – и тут же она перед глазами. Причём, не только вышеупомянутых ценителей, а и самых из самых обывателей?

Раз задал вопрос, сам же на него и отвечу.
Их только две: Мона Лиза Леонардо да Винчи и Чёрный Квадрат Казимира Малевича.
.

Конечно, мир я ограничиваю рамками традиции европейской – в которой это направление искусства и развивалось.

Э-э-э... с Россией, конечно, и здесь особый случай – у нас наверняка получится триада, где центральное место займут шишкинские Мишки в лесу Утро в сосновом бору Ивана Шишкина и Константина Савицкого.

И всё же. Если по большому счёту:

Мона Лиза Леонардо да Винчи и Чёрный Квадрат Казимира Малевича.


Спросите – и любой вам скажет, что на этих картинах изображено. И не просто скажет – внутренним зрением увидит
                           Улыбку Джоконды и Чёрный Квадрат.

Увы: всего лишь две стопроцентно верифицируемые вершины живописи – и ничего с этим не поделаешь.

Причём, если художественной ценности Моны Лизы никто не отрицает, то с Чёрным Квадратом всё несколько сложнее.
Да что там говорить, – никакой художественной ценности в нём нет – здесь как раз не отрицаю я.

Так почему тогда все о нём знают? Почему у большинства людей он вызывает раздражение?
Вот ведь незадача какая: все его хают, но все о нём знают. Типа, как про Герострата.
Феномен какой-то получается, так?

Раз я снова спросил, снова сам и отвечу:

Неправильно понимать ЧК просто как картину – то есть произведение искусства. Глупо говорить, что, мол, дайте мне кисточку и банку с чёрной краской, и я нарисую не хуже.
Глупо.
Малевич мог быть совершенно бездарным художником и никаким рисовальщиком – но дело в том, что ЧК вовсе не нарисован. Он – написан. Наверное, первый и единственный раз в истории живописи написан – в буквальном смысле слова. Написан – потому что это не картина, а знак, слово, мем.

Малевич и сам, по-моему, не понял, что написал. Изобретая супрематизм, он хотел воплотить в жизнь
«желание выхода живописных масс из вещи к самоцели краски, к господину чисто самоцельных живописных форм над содержанием и вещами, к беспредметному Супрематизму».

Что ж, они и вышли, вот только ушли ещё дальше – перешагнув заодно и формы и краски. В сущности, в картине Малевича уже не важен ни цвет, ни форма. В сущности, нет никакого смысла даже смотреть на неё – достаточно просто вспомнить два слова: «Чёрный Квадрат».
Картина вышла за рамки холста и стала просто Чёрным Квадратом.
А в раме холста остался примитивный чёрный четырёхугольник с непараллельными гранями.
Вот такая вот супрематическая Галатея.

Цвет и форма, уже не требующие посредничества взгляда. Через идею супрематизма к сверхидее метаметафоры.

Глядя на картины, мы обычно пытаемся увидеть и прочесть то, что автор хотел сказать своим полотном. Ищем тайные знаки и скрытое звучание. Обычно даже находим, хотя не менее обычно находим совсем не то, что было у автора. Но это не важно – чем больше разных взглядов и прочтений, тем значимей произведение.
Но вот с ЧК у нас ничего не получается и взгляд лишь бессмысленно блуждает в его непроницаемом чёрном немом.
А в нём и нет смысла. Нечего там искать.

История живописи писалась не один век – текст получился длинный и богатый всяческими смыслами. Вот в нём – в этом тексте с его буйством красок и форм можно искать всё, что угодно.

А в Чёрном Квадрате... зачем? С какой стати? В том историческом живописном тексте как раз он и есть тот единственный, кто не несёт в себе никакого смысла. Его смысл весь вышел наружу – за раму картины.

И вот здесь у меня последний вопрос:

Когда вы заканчиваете книгу – любую, вы ищете какой-нибудь особенный – тайный смысл в той точке, которой заканчивается последнее предложение?

Да нет, конечно.
Это ведь просто точка. Большая квадратная чёрная точка.
79,5×79,5 см

Всё.
Финита ля...


ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ


P. S.

Мысль лирика:

А всё, чем занимаются художники сейчас – лишь послесловие – уже не автора, а комментаторов, да ни к чему не обязывающие примечания в конце этого великого всеисторического альманаха живописи…
Нет…, даже не так: это просто срач – тот самый, который иногда разводится в социальных сетях после прочтения какого-нибудь задевшего за живое текста. Особенно, когда нечего уже больше сказать, а так хочется…


P. P. S.

Мысль физика:

Втайне любой автор мечтает, чтобы его имя осталось в веках. По-моему, КПД Малевича в этом плане практически равен 100%. При таком-то минимуме краски и формы...


P. P. P. S.

Мысль просто меня:

А ведь не было бы этого поста, если бы не комментарии к посту «С расстояния Чёрного супрематического квадрата». Всем соавторам: Спасибо.


ЧЁРНАЯ КОШКА В КВАДРАТЕ



P.P. P. P. S.


Выношу из комментариев:

Вы знаете, если по большому счёту, то пост свой я не дописал.
Так вот:
да, ЧК – точка в конце предложения, но одновременно и точка отсчёта новых поисков всё той же красоты – но уже на более высоком уровне.
И ещё это та чёрная комната, в которую попало всё наше искусство. Вот внутри неё оно сейчас находится (и мы тоже). Кому-то в этой темноте очень даже комфортно и ничего другого не нужно – ведь те, кто смотрит на его произведения, в этой тьме так же слепы, что и сам автор.
А кто-то пытается всё-таки найти выход – дверь, окно, да хотя бы выключатель нашарить – свет включить.
Дорогу на свободу, на белый свет – чтобы и самому прозреть, и людям дорогу показать.
К свету – только на этом новом уровне восприятия глаза уже будут не нужны.


P.P.P. P. P. S.

........................

Tags: ex silico in vivo, Искусство, Культура, Философский камень
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments